Полочная акустика Focal-JMlab Electra 906
gototopgototop

Аудиоаппаратура

Материалы

Анонс

Главная Статьи Полочная акустика Focal-JMlab Electra 906
Полочная акустика Focal-JMlab Electra 906

Умудренный опытом аудиофил, имеющий возможность и желание потратить на домашнюю акустику сумму с тремя нулями, прекрасно отдает себе отчет в опасностях, подстерегающих его при выборе напольной системы (речь идет о несдержанности басовой компоненты). Между тем, полочных акустических систем, которые сочетают бескомпромиссное качество комплектующих, "прозрачную" конструкцию и приемлемую стоимость, на рынке - единицы.

 

Полочная акустическая система Focal-JMlab  Electra 906.

 

Призер EISA-2002 - полочная акустическая система Electra 906 французской компании JMLab - на сегодня является младшей в фирменной линейке. Нетрудно провести параллели между Electra 906 и еще одной малогабаритной системой - Micro Utopia, также младшей представительницей знаменитой серии Utopia. В той и другой реализован целый ряд высоких технологий, присущих топ-разработкам компании. Их выпуском JMLab осваивает категорию аудиотехники, которую можно назвать "доступный High End".

Полочная акустика Focal-JMlab Electra 906

Иные системы причисляются к таковым, порой не имея на то технических оснований... Очень импонирует в "Электре" конструктивная насыщенность, глядя на которую понимаешь - основания есть. Все выполнено, скажем так, подобающе. Необычайно тяжелый корпус тщательно заглушён двумя типами поглотителя и представляет собой безэховую камеру в миниатюре. Конструкция оформления в полочной акустической системе Electra 906 названа разработчиками "гамма-структурой (g-structure).

В любой акустической системе колеблющийся диффузор низкочастотника в большей или меньшей степени теряет механическую энергию, которая через упругий подвес "перетекает" в корпус и вызывает бесполезные (а чаще - вредные) вибрации последнего. Легче корпус - больше его ускорение, и тем большая часть "утекающей" энергии трансформируется во вторичное акустическое излучение колеблющихся панелей корпуса. Поэтому может возникнуть окраска на низких и средних частотах, или вдруг объявится лес негармонических искажений.

Полностью избежать этого прискорбного явления нельзя - разве что вообразить себе "утопическую" колонку с корпусом бесконечной массы (как говорят ученые, с бесконечно большим механическим импедансом). Чем определяется достаточный для практических целей минимум массы? В расчетах используют рекомендуемое отношение масс корпуса и подвижной системы динамика. Нам остается подчеркнуть, что у Electra 906 толщина лицевой панели из MDF достигает 50 миллиметров (!), и указанное соотношение, по заверениям разработчиков, впятеро превышает соответствующий показатель для типичной полочной акустической системы.

В основе g-принципа лежит приоритет причины над следствием - лучше подавить вибрацию в зародыше (у динамика), чем потом гоняться за резонансами по всему корпусу... В старших, напольных "Электрах" магнитные системы НЧ-драйверов дополнительно связываются с корпусом MDF-распорками. Существует также еще ряд преимуществ, даваемых гамма-структурой: сложная форма корпуса способствует снижению активности стоячих волн, а имитирующий параболу профиль лицевой панели обеспечивает равенство путей распространения волн от разных динамиков и, следовательно, минимизацию фазового сдвига (Focus Time) в интегральной звуковой волне. Горизонтальный надрез пониже твитера сделан из соображений дизайна: он зрительно отделяет динамики друг от друга и усиливает впечатление монолитности.

Одним лишь корпусом (пусть даже самым шикарным) конструкция полочных акустических систем не исчерпывается. Какие здесь динамики? Почти те же, что в серии Utopia. Дорогого стоит технология изготовления трехслойных (Sandwich "W") "фокаловских" мембран, которая постоянно совершенствуется. Так, в "Электрах" используется одна из последних ее модификаций: два слоя стекловолокна наклеиваются с одной стороны слоя синтаксической пены, что по сравнению с базовым вариантом (слой пены в центре трехслойной структуры) улучшает поршневые свойства мембраны. Специально для серии разработана 32-мм звуковая катушка.

Полочная акустическая система Focal-JMlab  Electra 906 сзади

Инвертированный купол твитера с напыленным слоем двуокиси титана (TRC-технология) выполнен таким образом, чтобы обеспечить строго поршневой режим излучения в рабочем диапазоне частот и максимальную однородность звукового поля. Присущие любому купольному излучателю мембранные резонансы выведены на край частотного диапазона - 20 кГц (сдвинуть первый резонанс еще дальше, по-видимому, не удалось).

Сложные фильтры четвертого порядка содержат цепи коррекции модуля и фазы импеданса головок и дают в итоге 36 дБ/октаву симметричного спада АЧХ на частоте раздела полос. Это очень крутая крутость и смелое решение (напомним, что некоторые разработчики, наоборот, стараются мягко делить частотные полосы - по 6 дБ на октаву). Вся разводка выполнена кабелем 2-мм сечения, все динамики закреплены исключительно винтами. Настоятельно рекомендуется установить колонки на фирменные спикерстенды; с этим можно согласиться, если во главе - единство стиля.

Слушая любую акустику, приходится мириться с несоответствием ее динамического диапазона реальному, имеющему место в концертном зале. Конечно, это несоответствие не мешает нам наслаждаться музыкой, но... Как правило, ограничения становятся заметней с увеличением громкости, когда становится доступен для обозрения микродинамический пласт записи (тихие звуки). Но на больших амплитудах мы неизбежно сталкиваемся с нелинейными "шероховатостями".

Диапазон неискаженного звучания (динамический) у подавляющего большинства акустических систем,в принципе невелик. Поэтому каждый децибел, который так ценит слушатель, достается совсем недешево. По динамическому размаху модель Electra 906 можно признать исключительным явлением в классе полочных акустических систем. В этом смысле система обеспечивает уникальную полноту звукового изображения.

Крупное, развернутое по флангам пространство словно дышит легко взлетающими и отчетливо затухающими мелодическими линиями. Особенно тщательно обходятся колонки с микрорельефом записи: там, где раньше была "ватная" тишина, неизвестно откуда проявляется линия контрабаса; смычок ведет ее почти на пределе слышимости. Воистину удивляет преображение давно знакомых записей!

Двигаясь по частотной шкале в сторону баса, слушатель неизбежно сталкивается со снижением числа звуковых градаций. Здесь их тоже становится закономерно меньше, но зато нет характерной тени в области нижней середины. Правдоподобие тембровых портретов в сочетании с фирменным акцентированием высших обертонов придает звучанию Electra 906 узнаваемую самобытность. Заметим, что отмеченные особенности тонального строя не наносят ущерба мелодической стороне. При желании можно развернуть полочные колонки и поставить их параллельно: характер тонального баланса почти не меняется.

Обычно вагнеровские "Валькирии" с первых секунд заставляют решительно убавлять громкость, не доходя до партии духовых инструментов. Здесь - нет. Система практически без потерь распахивает музыкальное полотно, открывая слуху ослепительные всполохи  духовой  меди.  Басы  Electra 906 - великолепное достижение для полочной акустической системы. Лишь при очень высоких уровнях громкости становится заметным легкое окрашивание - в нижних регистрах рояля.

Вообще педантичное, по пунктам, перечисление свойств системы носит чересчур формальный характер. Здесь же хочется говорить о завершенной полноте звучания - лучшее доказательство сбалансированности всех аспектов. Electra 906 в состоянии обеспечить исключительный для полочной акустической системы динамический масштаб звучания и уникальную целостность музыкального образа. Система дает высокую пространственную однородность звукового поля, в результате чего качество изображения мало зависит от положения слушателя.