gototopgototop

Аудиоаппаратура

Материалы

Анонс

Главная Статьи Полочные акустические системы
Полочные акустические системы

Знакомство с материалами нынешнего раздела High End навело на мысль: полочная акустика переворачивает понятия о престижном (и правильном) аудио. Средняя гостиная все равно резонирует на паразитной средней низкой частоте, а про диаграмму направленности большинства большой акустики и говорить нечего. Впервые эта мысль закралась на прослушивании полочной акустики Epos-12, несмотря на то, что сопоставление с напольным Epos-24 в комнате "3 на 5 метров" кое в чем складывалось в пользу трех полос и большего объема. А значит, всем поголовно обитателям городских типовых квартир не следует сменить Legacy и Martin Logan на Epos-12.

 

Полочная акустика.

 

Лично для меня и в той конкретной обстановке в чем-то важном (локализация, пространственность, прозрачность, транзиентность) полочная акустика заставила изменить консервативной привычке ("берешь в руку - маешь вещь"). Коль скоро Вы, читатель, уже читаете нынешний "хай-энд", надо полагать - это важно и для Вас. Видно, и у Вас в доме от стены до стены - метра 3.

Полочная акустика elac-air-x-403

Фактически все сводится к басу. Низкий бас - это реальное звучание органа и электрической бас-гитары, потрясение грудной клетки и щекотание нервов, средний бас - это распознавание партий, марок инструментов и студийного (сценического) оборудования. Бас вкупе - это эмоции и пространственность музыки, правильная аура, атака и послезвучие. Это еще и ощущение мощности, класса системы. Никто из экспертов не слышал пока еще системы, которая сама по себе не звучала бы. В большинстве случаев система заявляет о себе в низком регистре.

Недаром TDL построили репутацию одновременно с низкочастотным лабиринтом (transmission line) - конечно, такая акустика настроена на конкретную резонансную частоту, но и ее можно выбрать правильнее и осуществить грамотнее. Отмечено, что даже верх воспринимается тем чище, чем лучше бас. "Лучше" - значит бас, не омраченный гармониками и выталкивающий достаточно воздуха.

На полочной акустике NEAR-15M бас-гитара играла как будто гитарист на комбике убрал ее низшую составляющую. Орган играл - словно в пустом соборе (в смысле не реверберации, а жесткого, отраженного камнем баса). Зато колоссальна детальность и отточенность на средненизких и средневерхних: дыхание хористов и трение костяшек пальцев передавались бы хуже, будь бас поувесистей.

Ответ - в конструкции. Поскольку большой (бумажный) конус здесь непозволителен, маленькая диафрагма полочной акустики NEAR сделана из особой жести - настолько тонкой и легкой, с задемпфированной феррожидкостью катушкой, что природа отточенности и детальности звука становится понятной без тех.обоснования. Внутри NEAR, как и в очень похожих на них по звучанию Epos-12, практически нет резонансов, зато максимизирован поршневой ход динамика. Помимо массивности и безвинтового крепления стенок, помимо прокладки, пришлось прибегнуть к экстрамерам.

В "эпосе" это стяжки, в "ниар" - и того хитрее, перераспределение энергии вибрации в нагрев и гасяющую (противофазную) вибрацию полимерных ребер внутри. Эффект? Прослушивая акустику впервые и вслепую, я думал, что это - типичные напольные двухполоски с "портом" типа RTL-2. Бас можно было назвать жестким, но вместе с тем - протяженным, резонирующим, отчего сцена субъективно расширилась, то есть источники звука шли от некоего большого объема и располагались вертикально, а не только горизонтально и поперечно. Поставив рядом напольную модель, я понял, что бедный ламповый маломощный усилитель не виноват. Среднечастотник больших колонок убеждал, что он "усиливает", вернее - заполняет пропуски самой лучшей полочной модели... за счет ясности звучания!

Полочная акустика castle-compact-satellite

Минимально это относится к странным АЕ-2 (в системе месяца) и в большей - к "тилям". АЕ с усилителем ХТС звучал типично "транзисторно", то есть женский вокал образовал строгий полукруг шага на два позади экстазного вокалиста Big Fat Snake (золотой диск, JBL). Все было очень точечно и утопленно. Такой звук - на эстрадных концертах в больших переполненных залах. Если бы была лампа, то впору говорить о камерном выступлении - ближе к певцу, слышимее нюансы, трепетные верха и воздушнее низы.

АЕ-2 в "системе месяца" смогли бы и такое, подцепи мы буфер Musical Fidelity X10D. На Audiolab-Thiel буфер создал такую ламповость, придав рассыпчатости тарелкам и законченности тенорам и, увы, отодвинув бас-гитару. Далеко не все большие колонки и уж точно не в безукоризненных системах меняют звук от перестановки места и от подбора кабеля. Малые Thiel-2/2 и АЕ-2, как мне показалось, любят биваеринг и выверенные фазы, то есть - оптимальное положение сетевых вилок компонентов и собственное соответствие правой и левой стороне.

Полочная акустика отзывчива к малейшим капризам, как заботливая жена к мужу после работы. Вообще характер "тилей" (благодаря жесткому диффузору конуса и необходимости избирательно воспроизводить диапазон) оказался столь милым, что покончил с моей извечной неприязнью к марке. Вывод о революционной ситуации. Небольшой, новаторски реализованный и напичканный технологией объем полочной акустики подчас дает традиционный неокрашенный хай-эндный звук высокого разрешения и детальное, на уровне новых аудиофильских требований.

Как правило, эти колонки свободны от тусклой инертности, слышимых резонансов и фазовых искажений. Полочная акустика способна эффективно выталкивать воздух, стимулируя легкий бас жесткими новыми материалами диффузора. Она доставляет весь спектр частот до слушателя в одно и то же время, если тот болтается где-то в центре. Она правильно переотражает волны снаружи и внутри. Все это создает приглядную звуковую картинку.

Для полочной акустики, как и для концертных выступлений на открытом воздухе (велик объем озвучиваемого пространства!) характерен спад звукового давления ниже 100 Гц, что компенсируется конструкцией, параллельными динамиками (АЕ-2). Можно эквализовать и активизировать малую АС (пример - Genelec). Можно решить проблему завала середины выбором частоты раздела (Epos-12). Наконец допустим оппортунизм (добавка саббаса) или соглашательство (большой закрытый ящик с диаметром басовика 40 см).